Сообщение 16 апр 2013, 11:20

Столкновение идеологий. Общество и человек

Тот, кто добр, - свободен, даже если он раб; тот, что зол, - раб, даже если он король. Аврелий Августин


Человек становится человеком лишь в обществе. Так же, как по Гегелю стакан является стаканом, только если из него пьют. Человек вне социума становится животным. Но, так же, как возможно сохранение человеческой сущности вне общества (но только при условии, что человек на момент выпадания из него уже сформировался), так же возможна деградация до состояния животного и при наличии социальных связей. Все зависит от конкретного человека и от конкретного состояния социума.


Каждый человек – как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими. О.Э. Мандельштам



Соответственно, как человек влияет на общество, так и общество влияет на человека, а все вместе на складывающуюся картину:


Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. В.И.Ленин


Измени себя и ты изменишь весь мир. Будда


Одна из главных особенностей общественной жизни заключается в том, что в той же мере, в которой оно ограничивает (в сравнении с абстрактным существованием человека), в той же мере и предоставляет возникающие от кооперации возможности. Требуя от индивида отказываться некоторыми частными благами ради общих, оно, в конечном итоге, разделяет это утверждающееся общее между всеми частными. Конечно же, соответственно общественной иерархии. А она является неотделимой частью современного социального устройства. Так как на самом деле никакого равенства нет, никогда не было и не будет. Единственный вариант достижения равенства, как отмечал Ленин, - только в плане уничтожения классов. Каждый же человек индивидуален и обладает определенными выделяющими его способностями и особенностями, позволяющими использовать их для того, что бы занять соответствующее им место в табеле о рангах.

Особенностью же выделяющихся по какому-то признаку групп людей является то, что, обосабливаясь и приобретая некоторый вес в ней, они перекрывают доступ к этой группе, предпочитая самим занимать эту нишу, не позволяя пробиться уже более достойным (так как процесс развития происходит постоянно) личностям, и допуская в нее только тех, кого им выгодно. Такая избирательная кооптация приводит к вырождению этой группы. Когда признак, по которому происходило обособление, в обществе уже превосходит уровень группы.

Каждый же отдельный член общества пытается урвать от него как можно больший кусок, взамен отдав как можно меньше. Вначале эта дилемма решается с помощью авторитета наиболее опытного или объективного в этом плане представителя (вождя, старейшины, или же женщин, исполняющих эту роль при матриархате), который и распоряжается разделением общественного имущества. Фактически в таком варианте осуществляется лозунг коммунистического движения "Каждый по способностям, каждому по потребностям", но в первобытном его варианте. С дальнейшим же развитием и возникновением частной собственности сам социум создает определенные процедуры и органы, их исполняющие, контролирующие и наказывающие за несоблюдение оных.

Столкновение идеологий. Общество и человек
Правда без поддержки физической силы - своей силы не имеет.
(с) Д.Ю. Пучков

Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, Себя кто полагает свободным от оков — Иоганн Гёте

Мой блог Цикличность и Закономерность
http://nedo4life.blogspot.com/